Презентация книги петербургского журналиста Михаила Золотоносова "Бронзовый век" прошла в Государственном музее истории городской скульптуры.
Это второе, переработанное и дополненное издание, посвященное исследованию памятников, памятных знаков и объектов монументально-декоративного искусства, установленных в Ленинграде-Петербурге с 1985 по 2007 год включительно. Фактически, это иллюстрированный каталог-энциклопедия, в котором собраны и описаны не только официально разрешенные объекты, зафиксированные Музеем городской скульптуры, но и поставленные без разрешения по инициативе групп граждан — такие, например, как декоративное оформление дворовых территорий. Книга снабжена обширным и очень удобным справочным аппаратом, благодаря которому можно узнать массу интересных сведений не только о самих объектах, но и о скульпторах, архитекторах, которые работали над их созданием и установкой.
Кстати, тот факт, что презентация происходила именно в Музее городской скульптуры, знаменателен еще и тем, что когда Михаил Золотоносов начинал работать над книгой и обратился в музей за информацией, ему отказали в доступе к документам. И тогда, как рассказал автор, он обратился к самим скульпторам, рассказы которых стали его основными источниками информации.
Всего с 1985 года в Петербурге установили 641 скульптуру и памятник разного рода. Когда книга была готова к печати, автор обнаружил еще примерно полтора десятка объектов, которые должны были туда войти. "Их ставят иногда в такие места, куда и не догадаешься иной раз заглянуть без подсказки", — сказал Михаил Золотоносов.
Вступительная статья "Культурологическая ревизия городской глиптотеки" утверждает, что "Бронзовый век" представляет собой историю деградации монументально-декоративного искусства в Петербурге. А на презентации книги ее автор назвал весь процесс "нормальным сумасшедшим домом", особенно если посмотреть на него с высоты птичьего полета: одни бегают вокруг бюста героя Советского Союза, другие — вокруг третьего памятника Николая II, при этом все занимаются своим делом. Правда, идеологически дела эти направлены в разные стороны, друг от друга не зависят, вместе не сочетаются: кто-то тихо занимается анимализмом, во дворе филфака ставят все подряд, клиника репродуктивного здоровья "Скандинавия" поставила в своем дворе журавля, не найдя в магазине изображение аиста. "Тут не определить ни трагического мотива, ни комического, просто происходит все сразу: Ленины, императоры, кошки, собаки, бюст Чилингарова на его же деньги — все происходит одновременно, — сказал на презентации Михаил Золотоносов. — Доминанты нет, и я понял, что искать ее не нужно — есть некий набор классов изображений, каждый класс будет пополняться количественно — еще один орел, еще один Ленин".
Конечно, в книге звучит откровенная ирония по поводу, например героико-коммунистической скульптуры, — а как еще можно относиться к 26 совершенно одинаковым бюстам героев, которые прапорщик Юсупов установил в одной военной академии? Или к бюсту практически неизвестного в России канадского поэта Неллигана на Московском проспекте? Бюст был установлен как подарок правительства Канады к 300-летию Петербурга.
Эта 300-мания — отдельная тема книги "Бронзовый век": специалисты в один голос называют ее стихийным бедствием для городской среды. Но, как сказал на презентации поэт и издатель Николай Кононов, самое любопытное и, несомненно, радостное, что большая часть этой шелухи через некоторое время исчезнет — устареет, сломается, и никто не будет ее восстанавливать. А книга, в которой все это описано, останется, чем она особенно ценна — это еще и новая летопись "города Глупова" и его обитателей. Которую ее автор ведет точно, беспристрастно и независимо, поскольку не принадлежит ни к каким государственным или общественным иституциям.
Подпись: Наталья Шкуренок
|